Педагогический прикорм. Это слово появилось в обиходе родителей не так давно. Так педиатры называют введение в рацион ребенка «взрослой» пищи, в добавление к грудному молоку.
Польза педагогического прикорма заключается не столько в «прикорме» как таковом, ибо основной пищей малыша должно оставаться материнское молоко, сколько в его «педагогичности» — положительном влиянии на развитие: ребенок учится вести себя за столом, бережно относиться к пище. Повторим, все необходимые питательные вещества ребенок получает из материнского молока, педагогический прикорм — не кормление!
В чем педагогика такого кормления, тебе поможет узнать сайт для мам supermams.ru!
Когда начинать?
Уместность введения педагогического прикорма определяется по возросшему активному пищевому интересу ребенка — наблюдая за маминой трапезой, малыш пытается подражать ей, интересуется кусочками, которые она берет с тарелки и отправляет в рот. Обычно интерес такого рода возникает в возрасте около 6 месяцев.
Зарубежные педиатры выделяют следующие признаки готовности ребенка к введению педагогического прикорма:
- ребенок хорошо держит головку и умеет сидеть
- умеет совершать жевательные движения
- интересуется едой
- может держать во рту ложку
- утрачивает «выталкивательный» рефлекс
- начинают прорезаться зубки
Как это практикуется?
Педагогический прикорм довольно странно смотрится со стороны — малыш выпрашивает у мамы кусочки, а она — иногда! — оделяет его. Что же происходит на самом деле?
Знакомство с новой пищей при педагогическом прикорме следует начинать с так называемых микродоз. Микродоза (или микропроба) — это кусочек такого размера, который умещается в щепотке из указательного и большого пальцев мамы, или на кончике чайной ложки. Если речь идет о жидкости, то микродоза — один глоток, на дне чашки или стакана.
Когда мама ест и ребенок проявляет интерес («заглядывает в рот»), ему можно дать до трех микродоз в течении трапезы.
Помните — он не ест, а лишь пробует. Введение педагогического прикорма никоим образом не должно влиять на частоту и продолжительность кормлений грудью и может совмещаться с ним. Напоминаем — не следует кормить малыша, пусть он только присутствует за столом и ест, когда захочет.
Правила педприкорма
Нельзя давать малышу в руки кусок, от которого он сможет откусить слишком много. Микродозы мягких продуктов формирует мама.
В руки ребенку можно давать лишь твердые, от которых он не сможет откусить слишком много — твердое яблоко, сушка, морковка и т.п. Но и в этом случае мама должна следить за процессом «откусывания» и, если малыш все-таки ухитрится откусить лишнее, помочь ему освободить рот.
Не стоит беспокоиться о «взрослом» содержании в блюдах соли, сахара, специй. Все съеденное мамой отражается на составе её молока, так что в организм малыша эти вещества все равно попадут, тем более, что суть педагогического прикорма как раз и заключается в постепенной, начиная с одной микродозы, адаптации пищеварительной системы ребенка к взрослой пище. Разумеется, это справедливо лишь для вменяемых матерей, избегающих в период кормления грудью гастрономического экстремизма вроде китайской или мексиканской кухни.
Микропробы следует давать в течении 3 — 4 недель, пока ребенок не перепробует многие или все употребляющиеся в семье продукты и научится пить из чашки. Затем количество пищи можно постепенно увеличивать. При этом важно сохранять пищевой интерес ребенка и до 8 — 11 месяцев не потакать его «пристрастиям», которые обязательно выявятся. Если ребенок съел 3 — 4 ложки и просит еще — нужно, невзирая на просьбы, дать что-нибудь другое.
Едим и учимся!
Принято недооценивать способности ребенка к учению в возрасте 6 — 12 месяцев, тем не менее, «педагогическим» такой вид прикорма назван обоснованно. Чему же учится ребенок?
Сидя на коленях мамы, ребенок наблюдает за всеми присутствующими за столом и перенимает их отношение к пище, манеру поведения, способы обхождения с посудой и столовой утварью. До года малыш может есть из маминой тарелки, в дальнейшем — из отдельной.
Если кормление ребенка превращать в отдельную процедуру, если он никогда не видел, как едят другие — в будущем весьма вероятны трудности с введением прикорма, вплоть до отвращения ко всей пище, кроме определенного вида детского питания.
Поэтому есть при ребенке нужно с аппетитом, не оставлять еду на тарелках и не выбрасывать ее. Пролитое или рассыпанное следует сразу демонстративно убрать, приучая ребенка к аккуратности. Не позволяйте малышу играть с едой, если он не проявляет желания есть, отвлекается, устал — лучше убрать его из-за стола. Все это сформирует правильное отношение к пище, ребенок должен понять её ценность и «особый статус» предмета, к которому все должны относиться уважительно. Все взрослые за столом должны демонстрировать, что играть с едой нельзя.
К 8-11 месяцам малыш должен научиться владеть ложкой и пить из чашки. В начале «обучения» под рукой нужно держать много чистых ложек, так как они часто падают. Ничем не отвлекайте ребенка, когда он за столом — картинки, игрушки и телевизор подождут.
Какие могут быть трудности?
Ребенок выплевывает или пытается отрыгнуть кусочки, но не глотает их.
Такое явление обычно продолжается одну-две недели. Маме необходимо сохранять спокойствие: рано или поздно ребенок станет «плеваться» меньше и меньше и, в конечном итоге, научится глотать. Все это время нужно брать его за общий стол.
Ребенок проявляет интерес к пище, но игнорирует воду.
Необходимую жидкость малыш получает из материнского молока, интерес к питью, к маминой чашке обычно появляется после года. Введение прикорма не приводит к увеличению потребности в жидкости.
Ребенок балуется и играет за столом
Если одна «отлучка от стола» не помогает — на протяжении 3-5 дней берите ребенка за стол, но ничего ему не давайте. При соблюдении прочих рекомендаций это так подстегнет пищевой интерес, что по прошествии срока у ребенка не будет и мыслей об играх за столом — все вытеснит « А что это у вас там? Дайте попробовать!»
Как начинать прикорм, если ребенок или родители аллергики?
Необходимо соблюдать следующие меры:
- полностью исключить из рациона матери все возможные аллергены
- начинать прикорм с заведомо гипоаллергенных продуктов
- вводить в один день не более одного продукта и следить за реакцией ребенка на него в течении трех дней
- каждую микропробу «запивать» грудным молоком
- полностью отказаться от педагогического прикорма на период обострения аллергической реакции у матери
Может, сейчас Вам кажется что педагогический прикорм — это не для слабонервных, однако, уверяю Вас — оно стоит того. Счастье видеть, как годовас кушает сам с ложки любую пищу, предложенную мамой, а после обеда вокруг чисто и ничего не разбросано. Желаю и вам испытать это замечательное чувство 🙂
——
Автор — Сандра Арт, сайт supermams.ru — Супермамы
Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!