Педагогический прикорм. Это слово появилось в обиходе родителей не так давно. Так педиатры называют введение в рацион ребенка «взрослой» пищи, в добавление к грудному молоку.
Польза педагогического прикорма заключается не столько в «прикорме» как таковом, ибо основной пищей малыша должно оставаться материнское молоко, сколько в его «педагогичности» — положительном влиянии на развитие: ребенок учится вести себя за столом, бережно относиться к пище. Повторим, все необходимые питательные вещества ребенок получает из материнского молока, педагогический прикорм — не кормление!
В чем педагогика такого кормления, тебе поможет узнать сайт для мам supermams.ru!
Когда начинать?
Уместность введения педагогического прикорма определяется по возросшему активному пищевому интересу ребенка — наблюдая за маминой трапезой, малыш пытается подражать ей, интересуется кусочками, которые она берет с тарелки и отправляет в рот. Обычно интерес такого рода возникает в возрасте около 6 месяцев.
Зарубежные педиатры выделяют следующие признаки готовности ребенка к введению педагогического прикорма:
- ребенок хорошо держит головку и умеет сидеть
- умеет совершать жевательные движения
- интересуется едой
- может держать во рту ложку
- утрачивает «выталкивательный» рефлекс
- начинают прорезаться зубки
Как это практикуется?
Педагогический прикорм довольно странно смотрится со стороны — малыш выпрашивает у мамы кусочки, а она — иногда! — оделяет его. Что же происходит на самом деле?
Знакомство с новой пищей при педагогическом прикорме следует начинать с так называемых микродоз. Микродоза (или микропроба) — это кусочек такого размера, который умещается в щепотке из указательного и большого пальцев мамы, или на кончике чайной ложки. Если речь идет о жидкости, то микродоза — один глоток, на дне чашки или стакана.
Когда мама ест и ребенок проявляет интерес («заглядывает в рот»), ему можно дать до трех микродоз в течении трапезы.
Помните — он не ест, а лишь пробует. Введение педагогического прикорма никоим образом не должно влиять на частоту и продолжительность кормлений грудью и может совмещаться с ним. Напоминаем — не следует кормить малыша, пусть он только присутствует за столом и ест, когда захочет.
Правила педприкорма
Нельзя давать малышу в руки кусок, от которого он сможет откусить слишком много. Микродозы мягких продуктов формирует мама.
В руки ребенку можно давать лишь твердые, от которых он не сможет откусить слишком много — твердое яблоко, сушка, морковка и т.п. Но и в этом случае мама должна следить за процессом «откусывания» и, если малыш все-таки ухитрится откусить лишнее, помочь ему освободить рот.
Не стоит беспокоиться о «взрослом» содержании в блюдах соли, сахара, специй. Все съеденное мамой отражается на составе её молока, так что в организм малыша эти вещества все равно попадут, тем более, что суть педагогического прикорма как раз и заключается в постепенной, начиная с одной микродозы, адаптации пищеварительной системы ребенка к взрослой пище. Разумеется, это справедливо лишь для вменяемых матерей, избегающих в период кормления грудью гастрономического экстремизма вроде китайской или мексиканской кухни.
Микропробы следует давать в течении 3 — 4 недель, пока ребенок не перепробует многие или все употребляющиеся в семье продукты и научится пить из чашки. Затем количество пищи можно постепенно увеличивать. При этом важно сохранять пищевой интерес ребенка и до 8 — 11 месяцев не потакать его «пристрастиям», которые обязательно выявятся. Если ребенок съел 3 — 4 ложки и просит еще — нужно, невзирая на просьбы, дать что-нибудь другое.
Едим и учимся!
Принято недооценивать способности ребенка к учению в возрасте 6 — 12 месяцев, тем не менее, «педагогическим» такой вид прикорма назван обоснованно. Чему же учится ребенок?
Сидя на коленях мамы, ребенок наблюдает за всеми присутствующими за столом и перенимает их отношение к пище, манеру поведения, способы обхождения с посудой и столовой утварью. До года малыш может есть из маминой тарелки, в дальнейшем — из отдельной.
Если кормление ребенка превращать в отдельную процедуру, если он никогда не видел, как едят другие — в будущем весьма вероятны трудности с введением прикорма, вплоть до отвращения ко всей пище, кроме определенного вида детского питания.
Поэтому есть при ребенке нужно с аппетитом, не оставлять еду на тарелках и не выбрасывать ее. Пролитое или рассыпанное следует сразу демонстративно убрать, приучая ребенка к аккуратности. Не позволяйте малышу играть с едой, если он не проявляет желания есть, отвлекается, устал — лучше убрать его из-за стола. Все это сформирует правильное отношение к пище, ребенок должен понять её ценность и «особый статус» предмета, к которому все должны относиться уважительно. Все взрослые за столом должны демонстрировать, что играть с едой нельзя.
К 8-11 месяцам малыш должен научиться владеть ложкой и пить из чашки. В начале «обучения» под рукой нужно держать много чистых ложек, так как они часто падают. Ничем не отвлекайте ребенка, когда он за столом — картинки, игрушки и телевизор подождут.
Какие могут быть трудности?
Ребенок выплевывает или пытается отрыгнуть кусочки, но не глотает их.
Такое явление обычно продолжается одну-две недели. Маме необходимо сохранять спокойствие: рано или поздно ребенок станет «плеваться» меньше и меньше и, в конечном итоге, научится глотать. Все это время нужно брать его за общий стол.
Ребенок проявляет интерес к пище, но игнорирует воду.
Необходимую жидкость малыш получает из материнского молока, интерес к питью, к маминой чашке обычно появляется после года. Введение прикорма не приводит к увеличению потребности в жидкости.
Ребенок балуется и играет за столом
Если одна «отлучка от стола» не помогает — на протяжении 3-5 дней берите ребенка за стол, но ничего ему не давайте. При соблюдении прочих рекомендаций это так подстегнет пищевой интерес, что по прошествии срока у ребенка не будет и мыслей об играх за столом — все вытеснит « А что это у вас там? Дайте попробовать!»
Как начинать прикорм, если ребенок или родители аллергики?
Необходимо соблюдать следующие меры:
- полностью исключить из рациона матери все возможные аллергены
- начинать прикорм с заведомо гипоаллергенных продуктов
- вводить в один день не более одного продукта и следить за реакцией ребенка на него в течении трех дней
- каждую микропробу «запивать» грудным молоком
- полностью отказаться от педагогического прикорма на период обострения аллергической реакции у матери
Может, сейчас Вам кажется что педагогический прикорм — это не для слабонервных, однако, уверяю Вас — оно стоит того. Счастье видеть, как годовас кушает сам с ложки любую пищу, предложенную мамой, а после обеда вокруг чисто и ничего не разбросано. Желаю и вам испытать это замечательное чувство 🙂
——
Автор — Сандра Арт, сайт supermams.ru — Супермамы
Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.

Как и какой вводить прикорм в 4 месяца ребёнку на ГВ?
Как научить ребенка спать без груди днем и ночью
Защищает ли от беременности лактационная аменорея?
Почему у ребенка шелушится кожа на голове?
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!