Детская гиперактивность: правда или миф?

Амакидс ментальная арифметика

Сегодня на сайте для мам supermams.ru мы обсуждаем детскую гиперактивность – именно этим диагнозом все больше родителей награждают своих детишек в последнее время. Многие родители уже настолько привыкли объяснять этим красивым действием любое действие своего ребенка, что уже и не обращают внимания на то, что означает гиперактивность.

Однако большой запас энергии и неусидчивость – это отнюдь не гиперактивность. Гиперактивностью называется особое психическое отклонение, появление которого связано с различными травмами и инфекциями.

Гиперактивность  как диагноз свойственна всего пяти процентам детей, а все остальное, как утверждают врачи, не более чем подвижность ребенка. При настоящей гиперактивности зачастую ребенок страдает энурезом, расстройством сна, повреждением речи. Почти всегда гиперактивность (как и у взрослых, так и у детей) усугублена дефицитом внимания – человек просто не может долго сконцентрироваться на одном простом действии – к примеру, завязать шнурки или запомнить, как пользоваться микроволновкой. Так стоит ли так бездумно хвастаться непонятным словом?


Многие родители пугаются после прочтения симптомов детской гиперактивности, так как находят эти симптомы и у своего ребенка. Приведем же эти симптомы:

  • чрезмерно активное поведение;
  • волнение сопровождается активными движениями рук и ног, ерзаньем на стуле;
  • неспособность дождаться своей очереди;
  • ребенок часто вмешивается в чужие разговоры;
  • способность неожиданно резко сорваться с места и куда-то побежать;
  • неусидчивость;
  • сложность работы в тихих, спокойных местах;
  • ребенок отвечает на вопросы до того, как их зададут полностью;
  • ребенок ведет себя чересчур шумно, старается всеми силами нарушить тишину.

Что, уже успели испугаться за свое чадо? Оно и немудрено: половина этих симптомов легко подходят почти каждому ребенку. Но это совсем не значит, что он болен.

Ребенок ведет себя слишком шумно, путается под ногами, не может усидеть на месте, а его энергия бьет через край? Так он же растет, ему необходимо узнать все на свете, ему все интересно, а еще он хочет привлечь ваше внимание.

Хорошо, что психологи и врачи (в отличие от не в меру пугливых родителей) знают, что не нужно каждого энергичного любознательного ребенка записывать в список гиперактивных. Многие признаются, что очень сложно отделить гиперактивность от обычной подвижности. Считается, что действенным показателем детской гиперактивности является неуправляемость. Однако каждый ребенок способен стать неуправляемым, если, к примеру, его вынуждали неподвижно и скучно сидеть на месте, а потом обманули и не подарили, скажем, обещанное мороженое. Он обижен, он зол (а ведь другие все это время играли и развлекались) – и как тут не стать неуправляемым на какое-то время?!

На сайте supermams.ru (да и в интернете вообще) неоднократно было замечено: сегодня модно бахвалиться различными заболеваниями и болезнями. Чем страннее, сложнее и непонятнее болезнь – тем лучше. И уж совсем популярны сейчас различные психические отклонения и заболевания, еще бы, болезнь души привлекает какой-то  тайной. И многие записывают себя в психопаты и шизофрении, аргументируя это тем, что они, мол, гиперактивны. Ну а если ваш ребенок болезненно гиперактивнен, то вы, несомненно,  самые популярные родители на свете! Так почему-то  считают многие, однако детская гиперактивность – не предмет для гордости, а причина похода к врачу.

Однако, как уже говорилось, зачастую детская гиперактивность вызвана не отклонениями в психическом развитии, а ошибками в воспитании.

Сейчас принято считать, что с детьми нужно обращаться как с равными, делая из себя не родителей, а просто крупных друзей-сверстников – мол, такая ситуация благоприятна для развития ребенка и его отношений с мамой-папой. Однако большинство детских психологов уверено, что эта идея в корне неверна. Если тебе двадцать, и у тебя дружеские отношения с родителями – это замечательно; если тебе десять – это ненормально.

Для ребенка родители должны не быть ему ровней, а стоять на ступень выше. Именно тогда ребенок будет воспринимать их слова беспрекословно.

Если авторитет мамы (или папы) достаточно велик, то,

  • когда она (или он) скажет, что вот «это» – плохо, то и ребенок никогда не сделает «этого» по собственной воле;
  • когда она (или он) попросит что-то сделать – ребенок пойдет и сделает (или попытается);
  • когда она (или он) накажет за какой-то проступок – ребенок поймет, что что-то сделал не так (замечу, что «наказание» – это необязательно ремень или что-то в этом роде).

В противном случае (когда родители и ребенок общаются на равных) обязательно начнутся вопросы «А почему?», «А зачем?»,  «Откуда ты знаешь». Эти вопросы хороши, когда вы объясняете, почему летают самолеты или почему голубое небо, а не когда вы пытаетесь объяснить, что же плохого в том, что он, маленький сорванец, привязал к хвосту соседской кошки консервную банку.

Очень часто эти разъяснения ничем хорошим не заканчиваются – дети не всегда способны понять рассуждения взрослых, их раздражает, когда они чего-то не понимают, им становится скучно, они начинают расстраиваться и злиться. И именно в этот момент дети всеми силами пытаются прервать непонятный им разговор: шумят, галдят, топают ногами, в общем – становятся неуправляемыми. И родитель уже не в силах остановить их, так как отношения «на равных» не предполагают командования. А после постоянного повторения подобных ситуаций и появляется мнение о гиперактивности.

Еще одна причина мнимой гиперактивности – невозможность равномерно расходовать свою энергию.

Вот бывает: берут родители с собой ребенка на день рождения какого-нибудь знакомого, а там – одни взрослые и ни одного ребенка или игрушки. Ребенку скучно, он ищет себе занятие. И вот только он придумает играть вилками (грандиозная битва! вилка против бокала!), как мама тут же зашикает, отберет вилку, а все остальные скучные взрослые одарят его многозначительным недовольным взглядом. Ну а после скучного взрослого дня рождения ребенка ведут домой и укладывают спать. Немного поиграть перед сном? Ни-ни, как можно, день был слишком долгим! Ну и куда, спрашивается, ребенку девать нерастраченную день за днем энергию? Она же не может копиться в нем вечно. Вот и выплескивается она периодически в виде излишней активности в самый неподходящий момент. А родители пугаются, хватаются за голову и ведут ребенка на прием к врачу.

Подведем итоги: детская гиперактивность – серьезное заболевание, которое необходимо лечить. Однако далеко не каждая детская активность является гиперактивностью, зачастую действия ребенка можно легко и просто объяснить. Если вы считаете, что ваш ребенок гиперактивен, но при этом нет никаких других симптомов психических отклонений, приглядитесь к нему внимательней, тщательно проанализируйте свое поведение. Вполне возможно, что причина его поведения лежит на поверхности, вполне возможно, что ее легко устранить.

——
Автор – Пестова Василиса, сайт supermams.ru – Супермамы

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.